8 495 150-19-54
Звоните Пн-Пт: 10:00-19:30
Сб, Вс: 11:00-18:00

Жизнь под прозрачным зонтом

28.09.2015
Тематика: Познавательно

Существует несколько негласных символом Японии, одним из которых стал прозрачный (или пластиковый, как там его называют) зонт. Его можно купить везде, включая небольшие придорожные киоски, а из-за качества и низкой цены использованные зонтики сразу выбрасывают. Но история прозрачного зонта куда богаче...

В 1949 году Судо, 9-й владелец оптового магазина зонтов, вернулся из военного плена, который он провел в Сибири. Война к тому времени закончилась, рынок был забит и нужен был инструмент, чтобы запустить свой бизнес заново.

Сначала Судо экспериментировал с дизайном. Затем он обратил внимание, что многие зонты, сделанные в то время из бумаги, намокают под дождем и краска оставляет след на кимоно. Так японского бизнесмена озарила идея сшить на купол пластиковый чехол. Чтобы накидка держалась на спицах, пришлось заказывать специальное оборудование, которые расплавляла полиэтилен и, таким образом, приклеивало чехол к зонту.

Когда бумажные купола ушли в историю и чехлы стали не нужны, Судо пошел еще дальше - он решил продавать прозрачные зонты. А вот это оказалось значительно сложнее...

Первый прозрачный зонт в 1958 году был не совсем прозрачный, он казался белого цвета, но по консистенции это был действительно полиэтилен. Однако, общественность настороженно отнеслась к новинке, магазины, торгующие нейлоновыми моделями, отказались брать на реализацию изобретение Судо. Он отнес товар в магазины одежды в Гинзе и стал ждать.

Выход из ситуации предложил знакомый американец, приехавший на Олимпийские Игры в Токио. Он организовал продажу нескольких экземпляров в Нью-Йорке. В то время там был бум на зонты - "птичья клетка", если сделать купол прозрачным, то носить такие зонты будет очень удобно. А дожди в Нью-Йорке идут часто...

В 1964 году в США представили современный дизайн прозрачного зонта и у полиэтиленового купола началась вторая жизнь. Когда мода дошла до Японии, прозрачные зонты выпускали порядка 50 компаний, а объединяла их специальная Лига прозрачных зонтов.

Продолжение этой истории традиционное - производство освоил Тайвань, а после - Китай, рынок заполонили дешевые, очень низкого качества зонты, которые так и прозвали 100-йеновые. Использовав, японцы их сразу выбрасывают.

Все компании или переехали в Поднебесную, или закрылись. Кроме Судо, он продолжает разрабатывать дизайн новых моделей.

Прозрачные зонтики настолько прочно вошли в обиход рядовых японцев, что в стране выстроена целая система по использованию, поиску и утилизации таких зонтов.

Рядовые японцы часто и совершенно привычно используют очень дешевые зонты, стоимость 100 йен (1 доллар). Они настолько плохого качества, что выбросить не жалко. Более того, на каждом серьезном предприятии имеется запас таких одноразовых зонтов, который раздается сотрудникам на время неожиданного, сильного дождя. И даже в семье у многих японцев хранится несколько таких экземпляров для гостей или на всякий случай. Поскольку такие зонтики недолговечны, их утилизация - это отдельная государственная программа, которая выполняется очень строго. Старые и ненужные зонтики (можно не только полиэтиленовые) вывозят в определенные дни на специальных машинах. Она объезжает дома и забирает мешки с утилизированными зонтами. К этому времени мусор необходимо подготовить к утилизации: отделить купол и конструкции, и разложить разные по цвету пакеты. Если этого не сделать, машина мешки не заберет. Вывоз старых зонтов происходит примерно раз в два месяца, все это время они лежат дома.

Поскольку традиционные прозрачные зонты одинаковые, японцы стараются придать им индивидуальный вид, чтобы в случае потери, было проще найти. Рисуют метки, вешают любимые брелоки и так далее... Зонт - наиболее часто теряемая вещь, особенно в метро. Существует даже расхожая японская поговорка: "Каждый японец обязан вырастить дерево, воспитать сына и потерять зонтик". Найденные зонты складывают в специальные камеры хранения, фотографируют, досконально описывают метку и выкладывают в базу данных, где японцы ищут свои потери. Писать адрес или телефон, как это принято в России, в Японии не станут - это приватная информация, а жители страны Восходящего солнца довольно скрытны.

Но на самом деле, далеко не все японцы предпочитают искать свои зонты. Многие не хотят тратить время ради 100-йеновой модели и суетятся только если аксессуар дорогой, дизайнерский. Поэтому камеры хранения метро, кстати, с японского они так и переводятся "зонтозабывательницы", магазинов, школ и других общественных мест буквально забиты таким зонтами.

Сезон дождей в Японии очень сложное время, когда погода становится капризной, влажность повышается и вся жизнь вокруг, так или иначе, вращается возле зонта. В частности, в магазинах установлены спецавтоматы, которые упаковывают купол в тонкий полиэтилен, чтобы с него не капало. Если таких автоматов нет, есть продолговатые пакеты, в которые кладешь зонт самостоятельно, а потом при выходе из магазина снимаешь и выбрасываешь в специальный бак.

На открытые площадки зонтики лежат у входа, гости подъезжают на машине и берут сколько надо. Никто не следит, возвращают или нет. Но говорят, что возвращают...

В общем, зонтичный бизнес - один из самых прибыльных в стране Восходящего солнца и зависит исключительно от погоды.